Clement-Bayard

Год выпуска 1912



Clement-Bayard Tourer Phaeton

год выпуска 1912

 

            В последнем десятилетии XIX века в Европе зарождается и бурно развивается автомобильная промышленность. В 1894 году среди владельцев самобеглых моторов, как тогда называли автомобили и мотоциклы, состоялось первое в истории соревнование - ралли из Парижа в Руан.

            Россия старалась не отставать от Европы и уже в 1898 году под Санкт-Петербургом проходит первое в нашей стране соревнование среди владельцев "моторов". Т.е. это событие состоялось всего через 4 года после первого в мире ралли Париж-Руан!

            Так вот тогда, в далёком теперь уже 1898 году на старт вышли 7 безлошадных экипажей, из которых один был четырёхместным автомобилем марки "Бенц", а 6 участников стартовали на трициклах фирмы "Клеман". И это неудивительно, ведь в Санкт-Петербурге располагалось тогда представительство и магазин компании "Клеман-Гладиатор-Фебус", которая начала свою историю с производства и продажи велосипедов, а в последствии и самобеглых колясок.

            Основатель компании Адольф Клеман, предприниматель и талантливый инженер, оставил неизгладимый след в истории техники. Вслед за велосипедами и трициклами, фирма Клемана начинает выпускать и четырёхколёсные "самодвижущиеся моторы". "Clement-Bayard" - так назывались автомобили компании.

            Известно, что эти машины были очень популярны в России. Сохранились фотографии из архива дворянских семей Каменских и Кушлянских, где можно видеть автомобили Клеман-Байяр на российских просторах. В Русской императорской армии числились грузовики марки Клеман-Байяр. А появившиеся в начале XX века российские кузовные компании и автомобильные фабрики ("Россия", "Победа"), даже собирали автомобили на базе шасси и моторов Клеман-Байяр.

            Но Адольф Клеман не ограничился производством лишь самобеглых моторов. Его компания является одним из пионеров воздухоплавания и авиастроения. И здесь опять же история макри Клеман-Байяр тесно переплетается с историей техники в России. В 1910 году Россия покупает у Франции огромный дирижабль, установивший рекорд пребывания на высоте 1500 метров, продержавшись на ней 2 часа. Дирижабль получил русское название "Беркут", а во Франции он назывался просто - "Clement-Bayard №1".

            Таким образом, Адольф Клеман и его компания внесли большой вклад не только в европейскую, но и в российскую историю техники, поставляя нашей стране мотоциклы, автомобили и дирижабли.

            Фирма Клемана создала несколько огромных дирижаблей, а в дальнейшем участвовала в создании первых аэропланов и самолётов. Также компания Клеман-Байяр занималась разработкой военной техники. Военным историкам хорошо известен пулеметный автомобиль Panhard-Levassor 1904 года, вооруженный 8-мм пулемётом «Клеман-Байяр». Но это уже немного другая история.

            После известных событий 1917 года машины марки Клеман-Байяр исчезли из России. Не осталось у нас в стране ни этих, ни многих других интересных автомобилей. Да и в Европе сейчас подобные машины встречаются разве что в некоторых музеях. Но сегодня у нас есть замечательная возможность лицезреть в Москве автомобиль марки "Клеман-Байяр". Машина выпущена в 1912 году, имеет кузов типа "Фаэтон". Под капотом находится четырёхцилиндровых мотор мощностью 12 л.с., который разгоняет машину до 60 км/ч.

            Как и у многих автомобилей того времени, посадка водителя осуществляется через противоположную от руля дверь. Т.е. всего у четырёхместной машины имеется 3 двери - две сзади и одна спереди. Электрического стартера не предусмотрено. Заводить этот Клеман приходится с применением физической силы, путём раскрутки коленвала "кривым стартером". Или же можно попробовать завести "с толкача".

            Автомобиль оснащён передними ходовыми и стояночными лампами работающими по типу "керосинки". Т.е. надо вытащить и поджечь масляный фитиль и вставить его обратно в корпус лампы. Сзади также имеется небольшой фонарик для обозначения машины на дороге в тёмное время суток.

            На ходу автомобиль достаточно комфортный. В хорошую погоду крышу можно легко снять, а лобовое стекло опустить вперёд.

            Из истории этого Клеман-Байяра известно, что он долгое время находился в частной коллекции в США, а в 1994 году попал в экспозицию автомобильного музея в Роттердаме. Сейчас же, нашими стараниями, машина оказалась в России. Кто знает, возможно она уже ездила по российским дореволюционным дорогам. Правда, рассказать Клеман-Байяр нам этого не может.


Здесь можно посмотреть небольшое видео про этот автомобиль:

https://www.youtube.com/watch?v=HAyILUikSMA&t=1s


По запросу