Renault AG-1 Taxi de la Marne

год выпуска 1909



        Renault Type AG-1 один из самых популярных автомобилей начала XX века, известный также под названием «Taxi de la Marne» или по-русски «Марнское такси». 

        С незапамятных времён во многих городах Европы люди занимались гужевым извозным промыслом. Париж не был исключением, на его улицах зарабатывали свой хлеб тысячи частных извозчиков. В конце XIX века на дороги и улицы Франции выезжают самодвижущиеся экипажи разных систем – бензиновые, паровые, электрические. Автомобили становятся символом технического прогресса конца столетия, и их появление не могло остаться незамеченным предпринимателями сферы легкового извоза. Вскоре, паровые и электрические авто уступили место своим собратьям с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. В 1906 году парк таксомоторов столицы Франции составлял 300 единиц, а через год их стало уже 1070, половина из них – Renault AG.

        С 1909 года появляется усовершенствованная модель Renault AG-1 (2 цил., 1205 cм3, 9 л.с., 45 км/ч) с кузовом "Ландоле". Благодаря прочности и надёжности эти автомобили стали самыми популярными парижскими такси. К началу первой мировой войны таких таксомоторов в Париже было уже больше 2000 штук. Именно этому автомобилю было суждено сыграть особую историческую роль в судьбе Французской Республики и, пожалуй, всей Европы, за что жители страны окружили его неувядающим почётом. Трудно найти хотя бы одну книгу по ранней истории автомобиля и истории Первой мировой войны, чтобы в ней не упоминалось это название.

        В начале сентября 1914 года германские войска, форсировав реку Марна, готовились решающим броском овладеть столицей Франции Парижем. В это время в самом Париже скопилось большое количество французских регулярных войск и резервистов, но их быстрая переброска на фронт представляла практически неразрешимую проблему из-за невозможности оперативно и тайно доставить необходимое количество войск по железной дороге. Однако, благодаря историческому решению генерала Галлиени, приказавшему срочно реквизировать все парижские такси и частные автомобили для переброски войск, Париж был спасён. Одних только такси, большинство из которых были те самые красные Рено AG-1, набралось больше тысячи. В течение 5 и 6 сентября с их помощью войска и резервисты были переброшены на фронт за 50 километров от столицы. Это была крупнейшая военно-транспортная операция, аналогов которой история еще не знала. Она положила начало широкому использованию автомобилей для военных нужд. В итоге, немцы, которые уже планировали триумфальный парад на Елисейских полях, неожиданно обнаружили перед собой огромное количество свежих французских войск. Это привело их в состояние шока. Французы в битве на Марне наголову разбили неприятеля и отбросили от стен Парижа, что явилось поворотным моментом во всей военной кампании на западном фронте. Парижские такси «Рено» стали называть «Марнским такси», а французы говорили: «Такси спасли Париж»!

            В результате этого события, таксомотору «Рено» стали посвящать научные монографии, рассказы и повести, о нём слагали стихи и песни. Выпущены миллионы сувениров, игрушек, моделей, почтовых открыток и марок с изображением AG-1. Сохранившиеся образцы «Марнского такси» выставлены в самых почётных музеях страны, включая Парижский музей армии. За сто лет вырос и окреп настоящий культ «Taxi de la Marne», а в Париже ему даже поставили памятник. Сто лет французы чествуют своих героев-таксистов, внёсших решительный вклад в отражение немецкого наступления на Париж в 1914 году и в итоге, разумеется, в окончательную победу в Первой мировой войне. А фирма «Рено», чей автомобиль был основным участником «героической эпопеи», уже сто лет с успехом использует данный факт в рекламных целях.

        В дореволюционной России автомобили Рено были также хорошо известны. По заказу российского императора Николая II был построен роскошный Renault с кузовом лимузин-ландоле, а наследник престола получил Renault Bebe, лёгкий и послушный в управлении небольшой автомобильчик. Автомобили Renault поставляло в Россию общество постройки экипажей и автомобилей «Фрезе и К°». Российские газеты той поры, рассказывая о надёжности и мощности французских автомобилей, зафиксировали интересный факт: петербуржец К. И. Капустин отправился на машине Renault из Петербурга в Ялту и преодолел этот путь за 9 дней!

        В 1911 году в Санкт-Петербурге числилось 54 автомобиля «Рено», и это было 6-е место из 101 автомобильной марки, которые присутствовали тогда в Российской столице. А в 1913 году Renault участвует в IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге. На стенде французской компании разместились легковые автомобили, грузовики и двигатели. Три года спустя акционерное общество «Русский Рено» приступило к строительству завода в городе Рыбинск. Но в результате грянувшей революции Рыбинский завод был национализирован.

        Можно смело утверждать, что и таксомоторы AG-1 бегали по российским дорогам. Достоверно известно, что уже при советской власти, в 1925 году была закуплена целая партия таксомоторов Рено для использования их в московском такси. Но это были уже более поздние модели.

            Представленный Renault AG-1 - яркий представитель того самого "Марнского такси". Как и другие немногочисленные сохранившиеся «Taxi de la Marne», этот автомобиль является музейным экспонатом. С 1953 года он хранился в историческом музее города Бриар, а с недавних пор попал в Россию. Несмотря на то, что этот Рено "не на ходу", коленвал мотора крутится легко, а магнето выдаёт хорошую искру. Ручной тормоз работает и отлично удерживает автомобиль. Присутствующая на машине патина отлично передаёт дух начала XX века. Автомобиль снабжён аутентичными керосиновыми фонарями, оригинальным таксометром и складывающимся козырьком крыши. Внутри пассажирской кабины имеются откидные сиденья. Боковые и передние стёкла кабины опускаются на ремнях. Машина выглядит очень антуражно и притягательно. Это единственный автомобиль модели AG в России и пожалуй старейший представитель марки Renault на территории нашей страны и сопредельных государств.


Если вы хотите купить этот винтажный автомобиль или какую-либо другую ретромашину, олдтаймер, янгтаймер, советскую автоклассику, старинные трактора, классические мотоциклы, пожалуйста, позвоните нам. Мы с удовольствием вам поможем. Ведь ретротехника - наша работа и увлечение.

Мы также возьмёмся продать ретротехнику. Также возможен обмен олдтаймеров на равнозначный ретроавтомобиль.


По запросу