год выпуска 1985
Первый официальный мотокросс в Ирбите провели 17 июня 1945 года. С тех пор 59 ирбитских гонщиков стали чемпионами СССР и России, завоевав в общей сложности 226 золотых медалей. Имена "экипажей-двоек" Вениамина Губина/Алексея Дубских, Генриха Вартаньяна/Виктора Каржавина, Анатолия Сибирцева/Игоря Никонова гремели на весь Союз. Интересно, что в конце 1940‑х в команде ирбитских «кроссовиков»-колясочников успешно выступал Игорь Иванович Окунев - будущий конструктор выдающегося отечественного мотора УЗАМ‑412 для автомобиля «Москвич‑412». Увы, сами ирбитские мотоциклы для кросса отставали от мирового уровня. И попытки исправить это положение натыкались на препоны как со стороны спортивных чиновников от ДОСААФ, так и со стороны заводского начальства. При этом мотокроссмены с 1971 года выступали в кубке FIM и показывали неплохие результаты. Однако, индивидуальное совершенствование мотоциклов расходилось с идеологией массового спорта. Так, с 1977 года Чемпионат СССР проводился по двум категориям. И если в классе «до 1000 куб. см» ещё допускалось внесение в конструкцию совершенствований, то класс «до 650 куб.см» запрещал что-либо вносить в серийную продукцию. Эти ограничения на целых десять лет сковали развитие ирбитских кроссовых мотоциклов.
ИМЗ «Урал» 8.201 «МотоКросс» выпускали по заказу ЦК ДОСААФ СССР на базе серийного ИМЗ «Урал» 8.103 с минимально-необходимыми переделками. Усиливали раму, увеличивали до 30 градусов угол наклона телескопической вилки, меняли глушители на укороченные выпускные патрубки, устанавливали специальный боковой прицеп, колесо которого в зимний период заменялось на лыжу. Все по принципу «дёшево и сердито»: в 1987 году оптовая цена мотоцикла составляла 744 рубля, тогда как обычный «Урал» с коляской стоил 1870 рублей. 22 ноября 1985 года с конвейера в Ирбите сошёл 2‑миллионный мотоцикл. Представленный образец тоже выпущен в 1985 году. Этот мотокроссовый "Урал", как и все его собратья, в качестве спортивного инвентаря был распределён на одну из баз ДОСААФ СССР, где он хранился до конца 1990-х, а после попал в руки коллекционера мотолюбителя. В настоящее время мотоцикл находится в отличном состоянии и готов занять достойное место среди экспонатов в коллекции советского автомотоспорта.